Большое количеств предприятий имеет на балансе транспортные средства, используемые для перемещения грузов и (или) перевозки пассажиров. В определенный период субъект хозяйствования может принять решение по их замене или отчуждению. О том, как можно поступить с утратившим потребительские свойства автомобилем и какие при этом могут образоваться отходы, вы узнаете из статьи.
У субъекта хозяйствования, который решил избавиться от ненужного актива в виде транспортного средства, есть три возможных пути обращения с ним:
- реализовать иным субъектам хозяйствования или физическим лицам;
- провести разбор автомобиля с целью извлечения комплектующих, которые в последующем могут быть использованы в качестве запчастей на иных транспортных средствах или реализованы;
- передать автомобиль на утилизацию.
Рассмотрим каждый способ подробнее.
Реализация автомобиля
С природоохранной и экономической точки зрения будет целесообразно попытаться реализовать ненужный транспорт другим организациям или физическим лицам. Такой метод обращения с неликвидным для организации активом не влечет образования отходов.
Если фактический срок эксплуатации автомобиля меньше срока его службы, установленного предприятием-изготовителем и указанного в эксплуатационной документации, его можно реализовать по остаточной стоимости, установленной в документах бухгалтерского учета.
Справка
Остаточная стоимость – разница между первоначальной (переоцененной) стоимостью нематериального актива и накопленными по нему за весь период эксплуатации суммами амортизации и обесценения
[1].
Ели остаточная стоимость равна нулю, автомобиль может быть выставлен на продажу по цене возможной реализации входящих в его состав комплектующих материалов. В качестве цены реализации также может выступать сумма денежных средств, которую предприятие могло бы выручить при реализации данного автомобиля в качестве металлолома.
Отчуждение транспортного средства путем реализации юридическим или физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, осуществляется по договору купли-продажи (он также обязательно предоставляется, среди прочих документов, в ГАИ для снятия автомобиля с учета).
В соответствии с подп. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 504 «О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств»[2] сделки по отчуждению механических транспортных средств, прицепов к ним или самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учету в соответствии с законодательством, заключаемые между физическими лицами, а также сделки по отчуждению физическими лицами таких механических транспортных средств, прицепов к ним или самоходных машин юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям должны совершаться в простой письменной форме путем составления договоров с учетом требований Указа №504.
Согласно подп. 1.2 Указа № 504 договоры купли-продажи, мены, дарения механических транспортных средств, прицепов к ним, самоходных машин, составляются в трех экземплярах, вступают в силу со дня их регистрации, с проставлением отметки о проведенной регистрации на каждом экземпляре:
- в регистрационных или регистрационно-экзаменационных подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь – в отношении механических транспортных средств и прицепов к ним (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним);
- в государственных инспекциях по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь – в отношении колесных тракторов, прицепов к ним и самоходных машин.
При отчуждении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договора розничной купли-продажи механических транспортных средств с рабочим объемом двигателя 50 кубических сантиметров и более и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, прицепов к ним, кроме боковых прицепов к мотоциклам, колесных тракторов, прицепов и двигателей к ним, самоходных машин и двигателей к ним, а также кузовов, кабин, шасси, рам транспортных средств и самоходных машин этими субъектами торговли выдается покупателю, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, счет-справка, которая является документом, подтверждающим заключение такого договора (подп. 1.4 Указа № 504).
[1] Пункт 2 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 (в ред. от 30.11.2018).
[2] В ред. от 03.06.2008; далее – Указ № 504.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 7 (133), июль 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.