№ 7, июль 2022

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вопрос — ответ

Рубрика «Вопрос — ответ»

На вопросы отвечает Г.Н. Ерилин, эколог ГНУ «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»

Размещение мойки в границах водоохранных зон допускается при условии проведения мероприятий по охране вод

Организация планирует построить мойку для сельскохозяйственной техники и агрегатов: тракторов, агрегатов к ним (плуги, культиваторы, бороны и т.д.) и опрыскивателя, который вносит средства защиты растений (пестициды) на поля. Организация находится в водоохранной зоне и имеет базовую санитарно-защитную зону 1000 м.

 

Какие требования законодательства следует соблюдать в отношении этой мойки?

 

В соответствии с подп. 1.6 п. 1 ст. 53 Водного кодекса Республики Беларусь (далее – ВК) в границах водоохранных зон не допускается, если иное не установлено Президентом, мойка транспортных и других технических средств.

 

Однако согласно п. 2 ст. 53 ВК размещение мойки все же допустимо при условии проведения мероприятий по охране вод, предусмотренных проектной документацией.

 

Можно ли считать переработку отходов в процессе ввода в эксплуатацию технологического оборудования безлицензионной деятельностью?

Предприятие имеет проектную документацию по модернизации существующего производства по переработке (использованию) полимерных отходов, получено  положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Для получения лицензии по обращению с отходами необходимо иметь комплект документов, в том числе акт ввода в эксплуатацию технологического оборудования и положительное заключение государственной экологической экспертизы. Ввод в эксплуатацию оборудования осуществляется путем его полного монтажа, пусконаладочных работ и опробования в рабочем режиме переработки отходов. Без прохождения указанных этапов составление и утверждение акта ввода в эксплуатацию оборудования невозможны.

Чтобы получить лицензию, надо иметь акт ввода, который, в свою очередь, может быть утвержден после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. Для получения заключения необходимо проведение опробования оборудования в рабочем режиме переработки отходов.

Предприятие на протяжении 9 месяцев (с июля 2021 г. по апрель 2022 г.) в процессе пусконаладочных работ 4 раза (по 3 дня) проводило опробование оборудования. При этом использовались (перерабатывались) полимерные отходы, из которых получалась соответствующая продукция (товар) в ограниченном рамками испытаний количестве. В результате неоднократного опробования, доводки и регулировки оборудование было запущено в соответствии с заявленными техническими параметрами, о чем составлен соответствующий акт его ввода в эксплуатацию.

Является ли в указанном случае использование (переработка) отходов в процессе ввода в эксплуатацию технологического оборудования (опробования) безлицензионной деятельностью?

В соответствии с п. 214 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»[1], при лицензировании деятельности, указанной в п. 14 приложения 1 к Положению № 450 (деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду), не требуется получения лицензии для использования отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживания отходов в процессе научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, а также образовавшихся в результате проведения таких работ.

Экспертиза, разумеется, не могла быть осуществлена без проведения опытно-конструкторских работ. Экспертизе предшествует оценка воздействия на окружающую среду, а в соответствии с п. 6 Положения о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, требованиях к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду, требованиях к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2017 № 47[2], при проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчики, проектные организации обязаны использовать полную, достоверную и актуальную исходную информацию, а также информацию, полученную в результате проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, применять расчеты в области охраны окружающей среды в соответствии с нормативными правовыми актами и обязательными для применения требованиями техническими нормативными правовыми актами, применять методики (методы) измерений, прошедшие аттестацию методик (методов) измерений, и средства измерений, прошедшие государственную поверку.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 19.01.1993 № 2105-XІІ «Об основах государственной научно-технической политики»[3] опытно-конструкторские работы – комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции: разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию), изготовление и испытания опытных образцов (опытной партии).

Резюме

В этом случае пробная переработка отходов с получением продукции является опытно-конструкторскими работами и лицензированию не подлежит.


[1] В ред. от 27.05.2021; далее – Положение № 450.

[2] В ред. от 25.03.2022.

[3] В ред. от 04.01.2021.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 7 (133), июль 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.