← Назад к номеру журнала
Возмещение вреда, причиненного окружающей среде: нюансы административного процесса
Я.В. Рязанцева,
юрист
Наиболее распространенными правонарушениями, связанными с причинением вреда окружающей среде, которые могут повлечь также причинение вреда здоровью людей, являются правонарушения, связанные с загрязнением атмосферного воздуха и водных объектов.
В соответствии со ст. 7.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением.
Согласно ст. 99 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[1] привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и выполнения мероприятий по ее охране.
Характер и размер вреда должны быть доказаны
Согласно ст. 6.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) одним из обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении, является характер и размер вреда, причиненного административным правонарушением.
Правовой основой указанных правоотношений являются следующие нормативные правовые акты (их отдельные нормы) и взаимосвязанные с ними технические нормативные правовые акты:
- статьи 99–103 Закона об охране окружающей среды;
- Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.04.2022 № 219 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядке его исчисления)[2]»;
- постановление Пленума Верхового Суда Республики Беларусь от 18.12.2003 № 13 «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды»[3];
- Экологические нормы и правила 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности» (утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т)[4].
Органы и должностные лица, наделенные правом вести административный процесс
Административный процесс по административным правонарушениям против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования ведут
1) суды, органы, ведущие административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях:
- районный (городской) суд; экономический суд области (города Минска) (ст. 3.2 ПИКоАП);
- сельский, поселковый исполнительный комитет (ст. 3.3 ПИКоАП);
- административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе (ст. 3.4 ПИКоАП);
- органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (ст. 3.7 ПИКоАП);
- Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (ст. 3.8 ПИКоАП);
- органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (ст. 3.9 ПИКоАП);
- органы государственного санитарного надзора (ст. 3.10 ПИКоАП);
- налоговые органы (ст. 3.13 ПИКоАП);
- органы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь (ст. 3.18 ПИКоАП);
- органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (ст. 3.19 ПИКоАП);
- государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками и национальными парками (ст. 3.24 ПИКоАП);
2) должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях и вести подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению по составам главы 16 КоАП - перечислены в ст. 3.30 ПИКоАП.
[1] В ред. от 04.01.2022; далее - Закон об охране окружающей среды.
[2] Далее – Положение № 219.
[3] В ред. от 27.09.2018.
[4] В ред. от 21.09.2021.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 8 (134), август 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.