№ 8, август 2022

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде: нюансы административного процесса

Рубрика «Экологический надзор и контроль»

Я.В. Рязанцева, юрист

Наиболее распространенными правонарушениями, связанными с причинением вреда окружающей среде, которые могут повлечь также причинение вреда здоровью людей, являются правонарушения, связанные с загрязнением атмосферного воздуха и водных объектов.

В соответствии со ст. 7.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением.

Согласно ст. 99 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[1] привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и выполнения мероприятий по ее охране.

Характер и размер вреда должны быть доказаны

Согласно ст. 6.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) одним из обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении, является характер и размер вреда, причиненного административным правонарушением.

Правовой основой указанных правоотношений являются следующие нормативные правовые акты (их отдельные нормы) и взаимосвязанные с ними технические нормативные правовые акты:

  • статьи 99–103 Закона об охране окружающей среды;
  • Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.04.2022 № 219 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядке его исчисления)[2]»;
  • постановление Пленума Верхового Суда Республики Беларусь от 18.12.2003 № 13 «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды»[3];
  • Экологические нормы и правила 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности» (утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т)[4].

Органы и должностные лица, наделенные правом вести административный процесс

Административный процесс по административным правонарушениям против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования ведут

1) суды, органы, ведущие административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях:

  • районный (городской) суд; экономический суд области (города Минска) (ст. 3.2 ПИКоАП);
  • сельский, поселковый исполнительный комитет (ст. 3.3 ПИКоАП);
  • административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе (ст. 3.4 ПИКоАП);
  • органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (ст. 3.7 ПИКоАП);
  • Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (ст. 3.8 ПИКоАП);
  • органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (ст. 3.9 ПИКоАП);
  • органы государственного санитарного надзора (ст. 3.10 ПИКоАП);
  • налоговые органы (ст. 3.13 ПИКоАП);
  • органы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь (ст. 3.18 ПИКоАП);
  • органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (ст. 3.19 ПИКоАП);
  • государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками и национальными парками (ст. 3.24 ПИКоАП);

2) должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях и вести подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению по составам главы 16 КоАП - перечислены в ст. 3.30 ПИКоАП.

 

[1] В ред. от 04.01.2022; далее - Закон об охране окружающей среды.

[2] Далее – Положение № 219.

[3] В ред. от 27.09.2018.

[4] В ред. от 21.09.2021.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 8 (134), август 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.