На вопросы отвечает Г.Н. Ерилин, эколог ГНУ «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»
Нужно ли вести учет выбросов и уплачивать экологический налог?
Расчет экологического налога за выбросы осуществляется по тем веществам, которые указаны в разрешении на выбросы. А если согласно проекту нормативов некоторые источники не подлежат нормированию, значит ли это, что данные источники не учитываются при расчете налога?
Необходимо ли вести учет выбросов по источникам, не подлежащим нормированию, в журналах ПОД-1 / ПОД-2 и, следовательно, вносить эти данные в формы статотчетности?
В соответствии с подп. 2.5 п. 2 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»[1] юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, обязаны вести учет в области охраны атмосферного воздуха.
Таким образом, необходимо вести учет от всех стационарных источников выбросов, вне зависимости от наличия разрешения. Такие же подходы применяются и при подготовке статотчетности.
По налогообложению ситуация иная. В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса Республики Беларусь объектами налогообложения экологическим налогом признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях.
Инструктаж по охране труда и по охране окружающей среды совмещать нельзя
Можно ли в программу вводного инструктажа по охране труда внести раздел по охране окружающей среды и тем самым не разрабатывать отдельно программу вводного инструктажа по охране окружающей среды, а также регистрировать инструктажи в одном журнале (журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда)? Могут ли руководители структурных подразделений регистрировать инструктажи по охране труда и охране окружающей среды с рабочими (первичный на рабочем месте, повторный) в одном журнале (журнале инструктажей по охране труда)? Необходимо ли при этом разрабатывать инструкцию для проведения первичных (повторных) инструктажей по охране окружающей среды?
В соответствии с п. 18 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175[2], допускается совмещать проведение вводного инструктажа с проведением противопожарного инструктажа при условии, что рассмотрение вопросов программы вводного противопожарного инструктажа согласно приложению 1 к Инструкции о порядке подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 21.12.2021 № 82, предусмотрено программой вводного инструктажа по охране труда в полном объеме.
Иных вариантов совмещения инструктажей законодательством не предусмотрено.
[1] В ред. от 18.06.2019.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 9 (135), сентябрь 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.