№ 3, март 2023

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

О некоторых аспектах сокращения выбросов парниковых газов и возможностях участия Республики Беларусь в механизмах, предусмотренных статьей 6 Парижского соглашения

Рубрика «Эколог плюс»

О. Н. Вавилонская, эксперт

Международное сообщество признает, что изменение климата Земли и его неблагоприятные последствия являются предметом общей озабоченности человечества. В результате антропогенной деятельности произошло существенное увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере, что усилило естественный парниковый эффект, повлекший дополнительное потепление поверхности и атмосферы Земли и неблагоприятное воздействие на экосистемы и человечество.

Для стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему, принимаются международные договоры. Из статьи вы узнаете, в каких международных договорах участвует Беларусь и какие возможности дает участие в таких соглашениях.

Международные договоры, касающиеся изменения климата

Основополагающими международными соглашениями по климату являются:

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата[1] (заключена в Нью-Йорке 09.05.1992);

Киотский протокол к РКИК ООН, обязывающий стороны протокола, которые включены в приложение В к нему, ограничить или сократить выбросы парниковых газов в первом периоде действия обязательств с 2008 по 2012 годы, а для сторон Дохийской поправки к Киотскому протоколу – во втором периоде, с 2013 по 2020 годы.

В целях активизации международных усилий по достижению конечной цели РКИК ООН после 2020 года на Конференции Сторон РКИК ООН 12.12.2015 было принято Парижское соглашение по климату[2]. Парижское соглашение устанавливает долгосрочную температурную цель, которая заключается в удержании прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов Цельсия сверх доиндустриальных уровней и приложении усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 градуса Цельсия, признавая, что это значительно сократит риски и воздействия изменения климата.

В Парижском соглашении говорится, что страны стремятся достичь нетто-углеродной нейтральности – сбалансированности между антропогенными выбросами из источников и абсорбцией поглотителями парниковых газов во второй половине этого века[3].

В 2020–2021 гг. почти все развитые страны – страны ЕС, США, Япония, Великобритания, Канада, Южная Корея, Швейцария и др. – объявили о намерении достичь углеродной нейтральности к 2050 году, а Норвегия и Германия даже несколько раньше. Другие страны – Китай, Индонезия, Бразилия, Мексика, Аргентина, Казахстан, а также Саудовская Аравия и Россия – рассчитывают сделать это к 2060 году.

Как правило, страны собираются достичь баланса с помощью снижения выбросов парниковых газов на 80–90 % с компенсацией остатка за счет роста поглощения парниковых газов. В поглощении парниковых газов подразумевается ведущая роль лесов, водно-болотных угодий, а также степей, тундры, морских акваторий и др.

Участие Республики Беларусь в международных климатических соглашениях

Беларусь является Стороной РКИК ООН[4], Киотского протокола[5] и Парижского соглашения[6] и формирует политику и меры, направленные на реализацию положений этих международных соглашений.

В период с момента вступления в силу РКИК ООН и Киотского протокола в целях осуществления международных соглашений в Республике Беларусь был принят ряд нормативных правовых актов, определяющих политику и меры по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их абсорбции.

В соответствии с обязательствами Республики Беларусь как Стороны РКИК ООН и Киотского протокола ее совокупные антропогенные выбросы парниковых газов в первом периоде обязательств (2008–2012 гг.) должны были составить 92 % от уровня 1990 г., т.е. сократиться на 8 %. На второй период обязательств Киотского протокола (2013–2020 гг.) Республика Беларусь приняла на себя добровольные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов в 2020 г. также на 8 % к уровню 1990 г.[7]. Однако в связи с тем, что поправка о включении Беларуси в Приложение В к Киотскому протоколу (решение 10/СМР.2) не была ратифицирована 75 % Сторон, наша страна не смогла участвовать в экономических механизмах Киотского протокола[8].

Со времени принятия Парижского соглашения оно является элементом национального законодательства и подлежит исполнению, а Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь является органом, ответственным за выполнение обязательств по нему.

Республика Беларусь, являясь Стороной Парижского соглашения с 20.09.2016, выполняет обязательства по отчетности в рамках соглашения, принимает внутренние меры по смягчению последствий изменения климата, чтобы достичь цели, установленной в ее определяемом на национальном уровне вкладе, и могла бы участвовать в механизмах ст. 6 Парижского соглашения, решения по которым были приняты на 26-й Конференции Сторон РКИК ООН в г. Глазго, проходившей с 31 октября по 12 ноября 2021 г.

Что предполагает статья 6 Парижского соглашения

Статьей 6.2 принято «Руководство» по торговле единицами снижения выбросов между странами (они получили название «передаваемые на международном уровне результаты смягчения последствий изменения климата»; далее – ПМУРСПИК)[9]. В Глазго был решен сложный вопрос потенциально возможного двойного учета единиц продавцом и покупателем, для этого вводится специальная процедура корректировки определяемого на национальном уровне вклада. Создается единый реестр единиц, который ведет Секретариат РКИК ООН, служащий также и секретариатом Парижского соглашения, то есть каждой стране иметь свой реестр не обязательно. C согласия стран в реестре могут иметь счета и отдельные организации. Передаче в виде ПМУРСПИК могут подлежать только новые сокращения нетто-выбросов, полученные не ранее 2021 года.


[1] Далее – РКИК ООН.

[2]Далее – Парижское соглашение.

[3] Пункт 1 ст. 4 Парижского соглашения.

[4] Указ Президента Республики Беларусь от 10.04.2000 № 177 «Об одобрении Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата».

[5] Указ Президента Республики Беларусь от 12.08.2005 № 370 «О присоединении Республики Беларусь к Киотскому протоколу к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата».

[6] Указ Президента Республики Беларусь от 20.09.2016 № 345 «О принятии международного договора» (в ред. от 22.12.2018).

[7] Указ Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 224 «О проведении переговоров по проекту поправки к приложению В к Киотскому протоколу к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата».

[8] В приложении B Киотский протокол устанавливает обязательные цели по сокращению выбросов для 37 промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой, а также для Европейского Союза. В целом эти целевые показатели предполагают среднее сокращение выбросов на 5 % по сравнению с уровнями 1990 года за пятилетний период 2008–2012 годов (первый период обязательств).

[9] Решение 2/CMA.3 «Руководство по совместным подходам, упомянутым в ст. 6.2 Парижского соглашения».

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 3 (141), март 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.