Нормативная база
Справка
Мобильные источники выбросов – транспортные средства и самоходные машины, оснащенные двигателями, эксплуатация которых влечет за собой выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
[1].
Мобильные источники выбросов подразделяются на:
• механические транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями);
• железнодорожные транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями);
• воздушные суда;
• морские суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река – море) плавания, маломерные суда;
• самоходные машины.
Законом об охране атмосферного воздуха» напрямую не установлена обязанность владельцев мобильных источников вести их учет, однако в соответствии с п. 6 ст. 21 этого Закона на юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, могут быть возложены и иные обязанности, установленные законодательными актами. В частности, согласно п. 28 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух (в том числе озоновый слой). Требования экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха» (утверждены постановлением Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды от 29.12.2022 № 32-Т[2]) юридические лица, имеющие на своем балансе согласно бухгалтерской документации 25 и более мобильных источников выбросов, применяя журнал ПОД-4 (форма установлена в приложении к 10 ЭкоНиП 17.08.06-001-2022), по итогам отчетного года до 1 февраля года, следующего за отчетным, ведут учет:
- количества мобильных источников выбросов (транспортных средств) в разрезе каждой группы, формируемой с учетом типов двигателя (транспортные средства, работающие на дизельном топливе, бензине, газовом топливе, бензине и газовом топливе), в соответствии с таблицей 1 журнала ПОД-4;
- мобильных источников выбросов (государственный номер транспортного средства, его марка) в соответствии с таблицей 2 журнала ПОД-4 и с учетом:
– экологического класса, категории транспортного средства, пробега для транспортных средств, работающих на бензине;
– года выпуска, вида топлива, оснащенности системой нейтрализации, рабочего объема двигателя для транспортных средств, работающих на газовом топливе;
– экологического класса, наличия турбины, пробега для транспортных средств, работающих на дизельном топливе.
Отметим несколько важных моментов, связанных с учетом
1. Так как в ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 прописаны обязанности именно юридических лиц, то представительства и филиалы в отдельности не должны вести учет, так как не являются юридическими лицами. Например, строительное управление строительного треста не будет вести учет, а строительный трест будет вести учет по всем своим управлениям.
2. В 2023 году учет вести нет необходимости, так как учет ведется по данным на 1 февраля, а форма ПОД-4 введена с 1 марта 2023 года. Заполнять форму будет необходимо 1 февраля 2024 года и далее ежегодно.
[1] Законом Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»[1] (в ред. от 18.06.2019); далее – Закон об охране атмосферного воздуха.
[2] Далее – ЭкоНиП 17.08.06-001-2022.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 5 (143), май 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.