Организации зачастую сталкиваются с необходимостью трансграничного перемещения отходов из-за отсутствия необходимых производственных мощностей для их переработки в Республике Беларусь. Между тем в ряде случаев такое перемещение является нежелательным, поскольку может привести к ухудшению экологической ситуации в государстве – получателе таких отходов. Поэтому порядок перемещения отходов между государствами регулируется как на международном уровне, так и национальным законодательством. Рассмотрим некоторые особенности такого перемещения отходов.
Нормативная база
В соответствии со ст. 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22.03.1989[1] под трансграничной перевозкой понимается любое перемещение опасных или других отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такая перевозка затрагивает по крайней мере два государства.
Практически аналогичное определение приведено и в ст. 2 Соглашения о трансграничном перемещении опасных отходов по таможенной территории Евразийского экономического союза от 09.08.2019[2]: трансграничное перемещение отходов – вывоз отходов, являющихся товарами Союза, с территории одного государства – члена Союза и их ввоз на территорию другого государства – члена Союза, в том числе через территорию третьего государства-члена Союза (внутренний транзит), и/или территорию государства, не являющегося членом Союза, а также вывоз отходов с территории одного государства – члена Союза и их ввоз на территорию этого же государства-члена Союза через территорию другого государства – члена Союза.
Таким образом, и Базельская конвенция, и Соглашение определяют перемещение как опасных, так и прочих отходов из одного государства в другое. Под отходами в указанных международных соглашениях понимаются вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства. В свою очередь, согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»[3] отходами считаются вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства.
Согласно ст. 4 Базельской конвенции государства:
- считают незаконный оборот опасных или других отходов преступным деянием;
- принимают надлежащие правовые, административные и другие меры для выполнения и соблюдения положений Базельской конвенции, включая меры с целью предотвращения поведения, противоречащего Базельской конвенции, и наказания за него;
- не разрешают экспорт опасных или других отходов в государство, не являющееся Стороной указанной конвенции, или их импорт из государства, не являющегося Стороной указанной конвенции;
- не допускают экспорт опасных или других отходов для удаления в пределах района южнее 60° южной широты, независимо от того, являются такие отходы объектом трансграничной перевозки или нет;
- запрещают всем лицам, находящимся под их национальной юрисдикцией, транспортировку или удаление опасных или других отходов, если только эти лица не получили разрешения или согласия на проведение таких операций;
- требуют, чтобы опасные или другие отходы, являющиеся объектом трансграничной перевозки, упаковывались, маркировались и транспортировались в соответствии с общепринятыми и общепризнанными международными правилами и нормами в области упаковки, маркировки и транспортировки и чтобы учитывалась соответствующая международно признанная практика;
- требуют, чтобы опасные или другие отходы сопровождались документом о перевозке опасных отходов от пункта, из которого начинается трансграничная перевозка, до места удаления.
Трансграничное перемещение отходов осуществляется на основании разрешительного документа
Согласно ст. 6 Соглашения трансграничное перемещение отходов осуществляется на основании заключения (разрешительного документа), выдаваемого компетентным органом по единой форме. В настоящее время такая единая форма заключения (разрешительного документа), на основании которого осуществляется трансграничное перемещение опасных отходов по таможенной территории Союза, утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 № 45[4].
Заключение (разрешительный документ) на вывоз отходов выдается компетентным органом государства-члена, с территории которого предполагается их вывоз, при наличии заключения (разрешительного документа) на ввоз таких отходов, выданного компетентным органом государства – члена Союза, на территорию которого предполагается их ввоз.
[1] Далее – Базельская конвенция.
[2] Далее – Соглашение, Союз соответственно.
[3] В ред. от 28.06.2022; далее – Закон об обращении с отходами.
[4] В ред. от 07.02.2023; далее – Решение № 45.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 7 (145), июль 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.