№ 8, август 2023

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Импорт отходов, подлежащих фитосанитарному контролю: 6 актуальных вопросов

Рубрика «Эколог плюс»

А.А. Михайлов, эколог

При планировании ввоза отходов производства в Республику Беларусь предприятиям следует учитывать, что в отдельных случаях в отношении указанной категории товаров применяется ряд специфических запретов и ограничений. Например, в случае ввоза растительных отходов (в т.ч. опилок и древесных отходов и скрапа, жмыхов и других твердых отходов, получаемых при извлечении растительных жиров и масел, отрубей, высевок и прочих остатков от просеивания, помола или от других способов переработки зерна злаков или бобовых культур) они подлежат фитосанитарному контролю. Он осуществляется в целях предотвращения ввоза и распространения вредных организмов растений (насекомых, грибов, бактерий и вирусов), которые могут вызывать болезни и вредить сельскому хозяйству и экосистемам. Это важно для обеспечения продовольственной безопасности, сохранения биоразнообразия и поддержания экономической стабильности.

 

Нормативная база

 

В соответствии с п. 18 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер[1] карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной границе Евразийского экономического союза[2] и на таможенной территории Союза осуществляется в порядке, утверждаемом Комиссией Евразийского экономического союза.

 

Справка
Согласно п. 1 ст. 99 Договора о Евразийском экономическом союзе[3] действующие на дату вступления в силу Договора международные договоры государств-членов сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей настоящему Договору. Соответственно, в настоящее время применяется Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Европейском экономическом союзе»[4].

 

 

При этом п. 23 Протокола установлено, что каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), отнесенной в соответствии с перечнем подкарантинной продукции к группе подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров) с высоким фитосанитарным риском, ввозится на таможенную территорию Союза и (или) перемещается с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в сопровождении экспортного (реэкспортного) фитосанитарного сертификата.

 

Словарь
Фитосанитарный
сертификат – документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию, выдаваемый уполномоченным органом государства страны-экспортера по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений от 06.12.1951, и удостоверяющий фитосанитарное состояние подкарантинной продукции.

 

 

В силу п. 21 Протокола государства-члены принимают необходимые меры по предотвращению завоза на таможенную территорию Союза и распространения на ней карантинных объектов.

 

Одновременно согласно п. 4 Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 157[5], ввоз на таможенную территорию Союза и перемещение по таможенной территории Союза подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами, включенными в единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 158[6], запрещаются. Исключением из этого правила является ввоз живых карантинных объектов в научно-исследовательских целях на таможенную территорию Союза научными учреждениями по разрешению органа по карантину растений государства, на территорию которого планируется ввоз таких объектов.

 

В соответствии с п. 1.2 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением № 318, порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в отношении перемещаемой по таможенной территории таможенного союза подкарантинной продукции в случаях, когда место отправления и место назначения партии подкарантинной продукции расположены на территории одной из Сторон и перемещаемая партия подкарантинной продукции не помещена под таможенную процедуру таможенного транзита либо под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, определяется законодательством указанной Стороны.

В Республике Беларусь данный порядок установлен Законом Республики Беларусь от 25.12.2005 № 77-З «О защите растений»[7].

 

[1]Приложение 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (в ред. от 08.02.2021); далее – Протокол.

[2] Далее – Союз.

[3] Далее – Договор о евразийском экономическом союзе, Договор.

[4] В ред. от 15.02.2023; далее – Решение № 318.

[5] В ред. от 15.02.2023; далее – Единые карантинные требования.

[6] В ред. от 25.01.2023; далее – Единый перечень карантинных объектов.

[7] В ред. от 18.07.2016.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 8 (146), август 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.