Может ли подрядная организация самостоятельно переработать асфальт: снять его фрезой (при снятии образуется асфальтная крошка) и в соответствии с проектной документацией уложить крошку в основание новой дороги?
Позиция комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды такова: нужно снять асфальт и передать на объект по использованию отходов. Количество переданного отхода подтвердить сопроводительными паспортами перевозки отходов. Если не предоставили паспорт на вывоз – значит, предполагается, что захоронили ВМР.
Планируемый план действий заказчика строительства следующий.
1. Подрядчик на основании договора с заказчиком строительства фрезой снимает асфальт и передает заказчику строительства весь объем отхода, образовавшегося после демонтажа асфальтового покрытия. Отходы асфальта принадлежат заказчику строительства, а не подрядной организации. Количество образования отходов асфальта отражено в проектной документации. Данный отход относится к неопасным, для его переработки и последующего использования не требуется лицензия.
2. Впоследствии заказчик строительства реализует асфальтогранулят подрядной организации для укладки в новую дорогу.
3. Заказчик строительства отчитывается перед комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды путем предоставления товарных накладных на асфальтогранулят.
Какие документы по обращению с отходами обязаны иметь заказчик и подрядчик в этой ситуации?
О позиции территориального органа Минприроды
Исходя из информации, имеющейся в вопросе, на объект разработана проектная документация. В ней предусмотрена разборка асфальтового покрытия и, следовательно, образование отхода производства «Асфальтобетон от разборки асфальтовых покрытий» (код отхода 3141004)[1].
Также в проектной документации отражен порядок обращения с данным отходом – передача на использование. В сметной документации, являющейся частью проектной, предусмотрены средства на перевозку отходов и на услуги по их использованию.
С определенной долей вероятности можно говорить о том, что по проектной документации была проведена государственная экспертиза (строительная) и (или и) государственная экологическая экспертиза.
Позиция территориального органа Минприроды (комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды) в данном случае обоснованна: он требует соблюдения проектных решений и подтверждения этого (предоставление документов о передаче отходов на использование).
Об использовании асфальтогранулята
Словарь
Асфальтогранулят – зернистый сыпучий материал, содержащий минеральные компоненты с органическим вяжущим и получаемый в процессе измельчения в дробильных установках лома асфальтобетона, а также при холодном фрезеровании асфальтобетонных слоев дорожных одежд
[2].
Согласно п. 5.1 СТБ 1705-2015 асфальтогранулят следует изготавливать по технологической документации, в установленном порядке утвержденной предприятием-изготовителем.
По нашему мнению, изготовление асфальтогранулята при холодном фрезеровании асфальтобетонных слоев дорожных одежд не сопровождается образованием отходов производства на каком-либо этапе.
[1] Согласно ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т.
[2] Пункт 3.1 СТБ 1705-2015 «Асфальтогранулят для транспортного строительства. Технические условия»; далее – СТБ 1705-2015.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 8 (146), август 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.