№ 2, февраль 2024

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Изменен Закон об охране озонового слоя

Рубрика «Актуальный комментарий»

Комментарий подготовлен Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по запросу редакции

 

Законом Республики Беларусь от 29.12.2023 № 332-3[1] внесены изменения в Закон  Республики Беларусь  от  12.11.2001 № 56-3 «Об охране озонового слоя»[2].
Изменения вступают в силу 06.07.2024.

 

ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Закон об охране озонового слоя является основополагающим документом в сфере регулирования обращения с озоноразрушающими веществами.

Большинство синтетических хладагентов (фреонов) являются озоноразрушающими веществами или их смесями, потребление которых регулируется Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16.09.1987. Согласно Монреальскому протоколу, потребление это импорт плюс производство минус экспорт.
 

С учетом реализации Монреальского протокола с 1988 года большая часть регулируемых веществ, таких как хлорфторуглероды (ХФУ), галоны и гидрохлорфторуглероды (ГХФУ), выведена из потребления.

 

Исключение составляют гидрофторуглероды (ГФУ), которые приведены в приложении F к Монреальскому протоколу. В отличие от иных веществ, регулируемых протоколом, такие вещества не обладают озоноразрушающей способностью, но являются мощными парниковыми газами. В ряде случаев их потенциал глобального потепления в тысячи раз превышает потенциал самого распространенного парникового газа диоксида углерода. Такие вещества, накапливаясь в атмосфере, вызывают парниковый эффект и замедляют восстановление озонового слоя.

Регулирование гидрофторуглеродов Монреальским протоколом началось сравнительно недавно, после принятия Кигалийской поправки в 2016 году, поэтому их потребление пока остается значительным.

 

Республика Беларусь ратифицировала Кигалийскую поправку в октябре 2022 года, что повлекло необходимость корректировки законодательства об охране озонового слоя в целях распространения его действия в отношении гидрофторуглеродов. В Беларуси гидрофторуглероды не производятся, их потребление полностью определяется их импортом.

 

В этой связи ратификация Кигалийской поправки в Республике Беларусь рассматривалась как одно из направлений импортозамещения в целях поэтапного отказа от синтетических фреонов путем перехода на природные хладагенты (вещества, которые существуют в природе или получаются из природного сырья, например природного газа).

 

Справка
К неорганическим природным хладагентам относят аммиак, диоксид углерода, вода и воздух, к органическим — бутан, изобутан, изопентан, метан, пропан, пропилен, этан, этилен и прочие углеводороды.
Переход на использование природных хладагентов существенно повышает энергоэффективность процессов охлаждения, поэтому выгоден не только в экологическом плане, но и в экономическом.

 

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Уточнена терминология, введены новые термины и их определения

Статья 1 Закона дополнена такими терминами и их определениями, как «гидрофторуглероды», «потенциал глобального потепления озоноразрушающих веществ», «рекуперация озоноразрушающих веществ». Терминология уточнена в целях гармонизации законодательства с Монреальским протоколом и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

 

Совет Министров наделен новыми полномочиями

Статьей 6 Закона Совету Министров Республики Беларусь предоставлены полномочия на:

  • определение перечня озоноразрушающих веществ, включая гидрофторуглероды (за исключением смесей озоноразрушающих веществ), обращение с которыми подлежит регулированию в соответствии с Монреальским протоколом;
  • установление количественных ограничений на ввоз в Республику Беларусь озоноразрушающих веществ, включая гидрофторуглероды, и утверждению порядка их распределения.

[1] «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране озонового слоя».

[2] Далее – Закон об охране озонового слоя, Закон.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 2 (152), февраль 2024 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.