№ 2, февраль 2024

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Некоторые вопросы участия общественности в принятии решений по конкретным видам хозяйственной и иной деятельности

Рубрика «Эколог плюс»

О.Л. Захарова, старший научный сотрудник отдела международного научного сотрудничества и климата РУП «Бел НИЦ «Экология»

Экологическая информация является базой для принятия решений, касающихся окружающей среды.
Оценка воздействия на окружающую среду конкретных видов хозяйственной и иной деятельности[1] – это неотъемлемое звено в цепочке шагов, которые в конце концов приводят к принятию решений, касающихся окружающей среды.

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ОБСУЖДЕНИИ ПРОЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ

Особенностью международно-правовых документов, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды, является их различная юридическая сила. Так, выделяют два основных вида документов:

1) документы, которые содержат необязательные или рекомендательные правила, оказывающие, тем не менее, влияние на международные отношения своим авторитетом или квазиправовой сущностью («мягкое», т. е. рекомендательное, право), среди которых: Рио-де-Жанейрская декларация по охране окружающей среды и развитию, Всемирная хартия природы, Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию, некоторые резолюции международных организаций и конференций. Эти документы не предназначены для прямого регулирования поведения членов международного сообщества, но обладают огромным авторитетом, создают нравственную атмосферу, являются индикаторами формирующегося волеизъявления широких масс населения мира, влекут за собой серьезные организационные последствия, побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству, а также служат своего рода нормативным резервом для дальнейшего развития международного права окружающей среды;

Справка
В 1992 году на конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро впервые декларативно были закреплены Основные принципы и подходы в обеспечении права на благоприятную окружающую среду.
Принцип 10 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию гласит, что экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан — на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты.

 

2) акты, содержащие действующие правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова («твердое», т.е. обязательное, право). Основным международным договором, содержащим требования по проведению ОВОС и связанному с ней взаимодействию с общественностью, обязательства по которому приняла на себя в том числе Республика Беларусь, является Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (заключена в г. Эспо 25.02.1991)[2].

Справка
Конвенция Эспо содержит всеобъемлющие требования относительно участия общественности, которые, при условии согласия Сторон на проведение трансграничной оценки или на участие в ней, соответствуют отражающим наилучшую практику обязательствам, предусмотренным в Конвенции Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской конвенции).

 

Многое из того, что сейчас лежит в национальной правовой основе обеспечения права общественности на участие в процессе принятия решений, касающихся окружающей среды, привнесено туда в период членства Республики Беларусь в Орхусской конвенции, и является имплементацией ее норм.

Таким образом, у нас в стране законодательными основами проведения ОВОС, включая проведение общественных обсуждений отчета об ОВОС, являются положения международных договоров, стороной которых является Республика Беларусь, и соответствующие нормы национального законодательства.

В целом все принципы и подходы, применимые к участию общественности по экологическим вопросам, универсальны как для трансграничных процедур, так и для внутренних на национальном уровне. Они, в частности,  содержатся:

  • в статьях 1 и 152 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[3];
К слову
В новой редакции Закона об ООС от 17.07.2023, вступающей в силу с 26.04.2024, аналогичные принципы и подходы содержатся в ст. 18.

 

  • главах 1, 5 и 6 Положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, экологических докладов по стратегической экологической оценке, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, учета принятых экологически значимых решений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2016 № 458[4];
  • ТКП 17.02-08-2012 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Правила проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и подготовки отчета», утвержденном и введенном в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 05.01.2012 № 1-Т.

[1] Далее – ОВОС.

[2] Далее – Конвенция Эспо, Конвенция.

[3] В ред. от 27.12.2023; далее – Закон об ООС.

[4] В ред. от 12.12.2023; далее – Положение № 458.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 2 (152), февраль 2024 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.