На вопросы отвечает Г.Н. Ерилин, эколог ГНУ «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»
Может ли количество вторичных материальных ресурсов быть превышено относительно акта инвентаризации отходов?
Согласно акту инвентаризации отходы от уборки территории предприятия (код 9120800) подлежат передаче на использование в количестве 30 т в год. Будет ли нарушением, если на объект по использованию указанных отходов будет передан больший объем, чем по акту?
В соответствии с п. 13 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17[1], на этапе инвентаризации производится расчет годового количества образующихся отходов производства и нормативов их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологического процесса исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования.
Согласно с п. 11 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»[2] норматив образования отходов производства – предельно допустимое количество отходов, образуемое при переработке единицы сырья, производстве единицы продукции или энергии, а также при выполнении работы, оказании услуги. В соответствии с подп. 4.1 п. 4 ст. 17 Закона об обращении с отходами производители отходов производства обязаны обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, за исключением индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций, а также соблюдение этих нормативов. Нормативы образования отходов производства разрабатываются и утверждаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, в целях определения количественных показателей образования отходов производства, лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства (п. 1 ст. 33 Закона об обращении с отходами).
Таким образом, так как отходы с кодом 9120800 не подлежат захоронению или долговременному хранению, нормативы для них не разрабатываются и, соответственно, не могут быть превышены.
Следует отслеживать только показатели транспортной единицы и периодичности вывоза. В соответствии с п. 20 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45[3] , в приложении «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» к инструкции по обращению с отходами указывается допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки (одна транспортная единица), и обоснование этого количества и (или) периодичность вывоза отходов производства и обоснование установления такой периодичности, которые устанавливаются с учетом грузоподъемности транспортного средства и количества отходов производства, которое может быть перевезено таким транспортным средством одним рейсом, но не более количества отходов производства, которое может быть размещено в местах временного хранения таких отходов с учетом их мощностей. Если эти показатели при вывозе отходов не превышены, то и здесь нарушения нет.
Таким образом, само по себе превышение годового количества образования отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, нарушением быть не может.
Суммировать ли выбросы в целом по предприятию для получения разрешения?
На балансе предприятия имеется 38 котельных, расположенных в различных районах города и в сельских населенных пунктах. Зоны воздействия котельных не пересекаются. В котельных эксплуатируются котлы мощностью более 100 кВт на газу и местных видах топлива.
В 2022 году проведена инвентаризация выбросов, согласно которой выбросы по каждой из 11 котельных составляют меньше 3 т/год. Нужно ли включать в заявление на получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух котельные (промплощадки), выбросы которых составляют менее 3 т/год (при этом выбросы по веществам первого класса меньше 10 кг/год)?
В соответствии с п. 8 Инструкции о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 42[4], природопользователи, эксплуатирующие или вводящие в эксплуатацию объекты воздействия на атмосферный воздух, расположенные в разных населенных пунктах, районах города и области, зоны воздействия которых не пересекаются, составляют акт инвентаризации отдельно для каждого объекта воздействия на атмосферный воздух, обособленного подразделения (филиала), производственной площадки. Допускается оформление результатов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух актом инвентаризации в виде одной книги с выделением разделов по каждому обособленному подразделению (филиалу), производственной площадке. Практика на данный момент именно такова: составляется акт инвентаризации суммарно на все объекты воздействия с выделением разделов по каждому.
Исходя из п. 1 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»[5], разрешения на выбросы выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при эксплуатации стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением случаев:
- если объекты воздействия на атмосферный воздух не включены в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленный Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды;
- если согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы от всех объектов воздействия на атмосферный воздух составляют 3 и менее тонны в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1 класса опасности составляют 10 и менее килограммов в год.
[1] В ред. от 20.11.2019.
[2] В ред. от 28.06.2022; далее – Закон об обращении с отходами.
[3] В ред. от 24.11.2020.
[4] В ред. от 19.02.2021.
[5] В ред. от 17.07.2023.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 2 (152), февраль 2024 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.